ПРИТЧИ


Различные формы Божественности



Когда-то жил в Индии один король, чья дочь была и красива, и умна. Она часто вовлекала придворных ученых в дебаты, и в этих спорах с блеском одерживала победу над всеми ними. Это злило ученых, и они с нетерпением ждали случая взять реванш.


И пришло время, когда король обратился к ним за советом, желая найти подходящего мужа для прекрасной принцессы. Ученые выразили готовность найти для нее мужа, с тайной радостью приветствуя возможность преподать принцессе урок.


После долгих поисков они, наконец, нашли дурака на свой вкус и пообещали этому парню хороший обед и ночлег, если только он будет держать рот закрытым, что бы ни происходило, и будет открывать его лишь для питья и еды. И хотя дурак был немного напуган, он принял предложение, так как оно означало подзаработать не работая.


И вот ученые вымыли и приодели его, сделали более презентабельным и представили его королю и принцессе как эрудированного ученого. Король был весьма впечатлен его видом, но принцесса пожелала проверить глубину его познаний.


Итак, она высказала идею провести беседу, а пандиты предложили провести ее в форме вопросов и ответов на тему истинной сущности Бога. Но, так как ученый был в молчании, дискуссия была возможна разве что бессловесная.


Принцесса была в замешательстве от этого предложения беззвучной беседы, но, подумав немного, она медленно подняла вверх один палец. Вскоре один из ученых, сидевший за спиной дурака, мягко ткнул двумя пальцами ему в спину, заставив того поднять вверх два пальца. Принцесса подняла три пальца, а дурак, снова получив тайную подсказку, ответил, подняв четыре пальца.


Немного удивленная этим, принцесса, однако, показала пять пальцев и стала ждать его ответа. Ответ дурака выразился в поднятии шести пальцев. Она продолжила, подняв семь пальцев, а он ответил восемью. Когда принцесса с нерешительностью подняла девять пальцев, дурак, после тычка в спину, поднял все десять пальцев на обеих руках. Все собравшиеся придворные смотрели с удивлением и любопытством на эту молчаливую битву остроумия.


Принцесса, затрудняясь в жестах, медленно подняла одну руку, изобразив ею знак вопроса, а дурак поднял руки, скрестив их перед собой.


Теперь девушка утратила все свое самообладание и больше не могла выносить это состояние неопределенности. И тогда она обратилась к ученым: "Если ваш коллега не желает говорить, в конце концов, один из вас может сказать нам, что он имел в виду?" "Конечно, госпожа", - сказал один, - "Но, пожалуйста, скажите нам сначала, что означали Ваши знаки?"


"Хорошо", - сказала принцесса, - "Подняв один палец, я показала всепроникающую, безграничную Божественность. Но что он подразумевал, подняв два пальца?" "Госпожа", - сказал один из них, - "Божественность также существует и в двойственной форме, например, мужчина и женщина, правильное и неправильное, высокое и низкое, правда и ложь, труд и поклонение, милосердие и смятение, и так далее".


"А это действительно умно", - сказала принцесса. - "Далее, три пальца у меня означали три гуны - Саттву, Раджас и Тамас, также три Kaal (времени) - прошлое, настоящее и будущее, три мира - Небеса, Земля и Ад, три функции - создание, поддержание и разрушение, и так далее".


"Он ответил четырьмя пальцами", - сказал один пандит, - "и это у него означало четыре Веды - Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа; четыре стороны света - север, юг, запад и восток; четыре периода жизни - детство, юность, зрелость и старость; четыре этапа в жизни - ученичество, семейная жизнь, уединение и отречение".


"Я полностью с ним согласна", - сказала счастливая девушка, - "А пятью пальцами я показала пять элементов - пространство, воздух, огонь, воду и землю; пять органов чувств - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание".


"Он ответил", - сказал пандит, - "что есть шесть препятствий на пути к просветлению - желания, страдание, жадность, ревность, гнев и высокомерие; и шесть добродетелей, ведущих к блаженству - терпение, настойчивость, сострадание, доброжелательность, любовь и смех".


"Боже мой! Он действительно великолепен!" - сказала принцесса, и присутствующие вторили ее словам. "Основанием поднять семь пальцев для меня было то, что Божественность присутствует в семи великих святых, в семи великих реках, семи великих океанах, семи великих цветах, семи силах, поддерживающих жизнь".


"Он показал своим жестом восемь звеньев йоги, восемь типов богатства, восемь основных причин страдания, восемь чудес света и так далее. И прошу вас, скажите, что вы имели в виду, показав девять пальцев?" "Пожалуйста", - сказала девушка с явным удовольствием, - "Я указала на девять форм Бога, девять форм Божественной Матери, девять драгоценных камней, девять дверей в человеческом теле".


"А десятью пальцами", - опять сказал пандит, - "он показал, что ноль в цифре десять означает бесконечную полноту, а единица означает, что Бог один, и Он - единственный источник и причина всего. Среди всех видов разных действий и форм, различий и разделений, Божественное все-таки является Величайшим, Высочайшим и Единственным.


"Прекрасно!", - сказала девушка, - "Я склоняю перед ним голову! Однако у меня есть один последний вопрос. Почему он скрестил руки, когда я подняла одну руку в форме знака вопроса?"


"О! Это просто. Так как он должен был идти выполнять свои духовные практики, он показал этим жестом, что у него больше нет времени ни спрашивать, ни отвечать на вопросы".


"Это расставляет все по местам. Я принимаю его как своего господина и мужа", - сказала принцесса, к тайной радости мстительных ученых.


Довольно скоро умная девушка выяснила степень идиотизма своего мужа и масштаб злой шутки, которую сыграли с ней враждебные пандиты.


Вместо того, чтобы дать волю гневу, беспокойству и злости, она мягко успокоила своего объятого страхом мужа и посоветовала ему пойти в находящийся неподалеку храм Божественной Матери и искренне помолиться о получении знания.


Без лишних слов дурак побежал в храм, вознес истовую молитву Божественной Матери и получил ее милость и благословение. Позже он стал одним из величайших поэтов древней Индии. Он известен как Кали Даса, который сочинил бессмертную классику.