Главная >> Знание >> Ответы >> О знании

О знании


Часть 5



Шри Шри Рави Шанкар отвечает на вопросы



Вопрос: Тысячи лет назад (во время "Махабхараты") у людей были такие же проблемы, которые возникают у нас сегодня. Не такая уж большая разница.
Ответ: Тысячи лет назад также было новолуние и полнолуние, была зима и весна. Таким образом, и в жизни каждого происходят 18 глав "Бхавад-гиты".
Первая глава - это когда вы сожалеете и говорите: "Я бессилен и я сдаюсь".
Вторая глава в вашей жизни - это когда кто-то вас пробуждает и говорит: "Эй, послушай! В жизни не о чем сожалеть. В тебе есть нечто, что не меняется, и у тебя есть силы все это преодолеть". Тогда вы просыпаетесь и чувствуете себя хорошо.
Третья глава говорит вам действовать. Не сиди и не предавайся волнениям: "А что со мной? Что будет со мной?". Иди и действуй - это Карма Йога.
Четвертая рассказывает вам о том, что сейчас, когда вы действуете, вы также должны слушать знание. Не становитесь как машина, автомат, который только действует, слушайте также и знание. Есть нечто, находящееся за пределами всего.
Пятая глава рассказывает вам о материальном и духовном знании. Вы не можете сказать: "Все сделано и мне нечего делать", или вы не можете подумать: "Я делаю все. Я сделал то и это". Это не будет для вас работать. Проснитесь и посмотрите, все происходит или вы действительно это делаете сами?
Шестая глава - это когда вы учитесь медитировать.
Седьмая глава повествует вам о том, что сейчас, когда вы медитируете, вам следует познать и автора медитации - того, кто медитирует внутри вас. "Кто я? Что такое время?". Познание всего, что касается науки.
И идет продолжение в таком же духе! Когда вы медитируете, в вашей жизни происходят чудеса. Проснитесь и разглядите эти чудеса! Многие не наблюдают за чудесами, не верят в них. Если вы будете их распознавать и верить в них, тогда они будут происходить еще чаще! Дайте шанс свершиться чудесам, не погрязайте так сильно в материальной причинно-следственной связи. - "Я сделал так, тогда произойдет это" или "Я сделал то и только это произойдет", нет! Вы сделали это, но что-то еще может произойти из ниоткуда! Распознавание этого "чего-то другого" есть Вибхути. Вибхути означает дать шанс свершиться чудесам в своей жизни, исследовать их.
Тогда за этим идет познание Вселенского Я и знание того, что все - во мне, а я - во всем.
Затем идет любовь и преданность Божественному. Вы все это знаете и понимаете, и что тогда? Этого не достаточно. Вам следует пребывать глубоко погруженным в любовь! Когда вы знаете, что Божественное вас любит, вы не можете не влюбиться в Божественное! Это двенадцатая глава.
Тогда вы понимаете, что такое божественные качества и что такое демонические качества, и вы осознаете, что вы обладаете всеми этими божественными качествами.
Тогда у всего - ума, эго и пищи - есть три качества или Гуны (саттвичная, раджастичная и тамасичная). Саттвичное эго это "Я - всe и все". Тамасичное эго - это знание, что вы - это только это тело, а раджастичное эго - это ограниченное мировоззрение и погружение в страстные желания и неприятия.
Последняя глава - это знание о том, что вы не можете смыть свои собственные грехи. Отбросьте их и поймите, что сказано: "Я здесь для того, чтобы позаботиться о ваших грехах. Почувствуйте, что вы мои, ощутите взаимосвязь со мной и я позабочусь обо всем. Просто расслабьтесь!". Это - саньяса или освобождение.
Вот эти 18 глав и эти главы являются частью жизни каждого. Иногда мы не достигаем 18-ой главы. Занимает много жизней, чтобы до нее дойти!

Вопрос: Гурудэв, я чувствую, что эмоции пересиливают мой интеллект. Знание существует только на уровне интеллекта, таким образом, я предполагаю, что это знание не может мне помочь, когда мои эмоции захлестывают меня?
Ответ: Знание все же помогает. Если вы движетесь только в потоке эмоций, вы будете эмоционально разбиты. Но время от времени именно знание вступает в игру и обуздывает эмоции. Может быть и не всегда, но чаще всего. Очень часто вы так сильно злитесь, но приходит знание: "Хорошо, успокойся". Когда ваш интеллект это говорит, тогда вы успокаиваетесь.
Таким образом, интеллект не может побеждать все время, но чаще всего он это делает, именно поэтому вы находитесь в здравом уме. Невменяемые люди не имеют интеллекта, ими управляют только эмоции.

Вопрос: Когда все меняется, то как это все еще может иметь смысл?
Ответ: Все меняется, и само это изменение имеет смысл. Все меняется, но есть нечто неизменное. А изменяющееся и неизменное - две стороны одной монеты. Неизменное стало изменением - вот в чём смысл. Если вы запутались, это означает, что вы уловили смысл (смех). Если вам кажется, что вы поняли, то на самом деле вы ничего не поняли.
Сохраняйте стремление к высшему знанию. Будьте довольны, счастливы, и все же стремитесь к высшему знанию. Это две противоположности: с одной стороны, удовлетворённость, а с другой стороны, томление по высшему знанию.
Если вы просто томитесь по высшему знанию без всякой удовлетворённости, то вы будете бродить повсюду, занимаясь духовным шопингом, наслушаетесь и наделаете так много всего, что полностью запутаетесь.
Если у вас есть только удовлетворённость и вам кажется "я уже всё узнал", тогда вы позволите жажде знаний умереть. Умение, которое необходимо развить - сохранять жажду знаний, и, в то же время, сохраняя удовлетворённость; баланс - это как езда на велосипеде!
Тоска или страстное стремление к чему-либо с чувством разочарования не приведут вас ни к чему хорошему. Священные писания очень ясно говорят об этом. Если вы стремитесь, жаждете и бежите с разочарованием, вы получите ещё больше разочарования. Вы никуда не придете. В то же время, если вы довольны, инертны, расслаблены и думаете: "В любом случае все, что должно произойти, произойдет; в любом случае, это все карма", то вы тоже никуда не придете.
В Индии так и произошло. Когда дело доходит до добрых дел, люди говорят: "Даст Бог, это произойдет". Но для того, чтобы сделать что-то неправильное, мы не говорим: "Если Бог желает, пускай это случиться".
Когда я был в Израиле, мне показали две группы людей: одна часть общества трудолюбиво работала, а другая часть общества постоянно говорила: "Это произойдет, если на то будет Божья воля", не пахали поля вообще, и там ничего не росло. С другой стороны, люди находят инновационные способы земледелия путем капельного орошения и выращивают другие культуры, и они вырастают.
В Индии то же самое. Люди говорят: "Если Бог позовёт меня сделать медитацию, то я приду". Вы думаете, что Бог вас позовет: "Приходи, помедитируй".
Итак, это чувство удовлетворённости без страсти. И есть те, у кого есть страсть, но нет удовлетворённости. Это две крайности. Но у того, кто добивается успеха, будет как страсть, так и удовлетворённость, и то и другое.
Если вы посмотрите на жизнь Махатмы Ганди, у него это было: каждым шагом он был удовлетворен и у него также была страсть. Он каждый день проводил сатсанги, медитировал, слушал Бхагавад-Гиту. И удовлетворенность, и страсть были частью его ежедневного распорядка дня. Вы также увидите это во всех тех, кто успешен.
(Обращается к людям, собравшимся на Сатсанге): Имейте в виду, что у вас уже есть и удовлетворённость, и страсть. Я вижу удовлетворённость на лице каждого из вас, и именно из-за своей страсти вы все находитесь здесь. Так что не сомневайтесь в себе. Если у вас не было бы страсти, вы не пришли бы сюда. У вас есть все добродетели. Вам не нужно их развивать в себе, ни одну из них. Двигайтесь дальше с такой уверенностью!

Вопрос: Я счастлив и спокоен сейчас, а что можно сделать, чтобы сохранить это состояние на протяжении всей жизни?
Ответ: Делитесь им с большим и большим количеством людей. Если радостью или мудростью не делиться с другими, они начинают убывать. Однако это не значит, что нужно идти и обучать людей Бхастрике или Сударшан крие. Пока вы не прошли должную подготовку, вы не должны обучать других медитации и этим практикам. Поэтому сейчас нам пришлось назначить в стране орган контроля качества йоги QCI (Quality Control for India), и правительство попросило, чтобы также что-то было сделано для йоги.
Это нужно, потому что замечено, что люди чему-то где-то обучаются, а потом идут и учат этому других без должной подготовки. И затем, когда происходит нечто нежелательное или неожиданное, это становится проблемой. На санскрите есть пословица: "Yasya kasya tarur-mulam yena kenapi churnitam; yasmai kasmai pradaatavyam yatvaa-tatvaa bhavishyati": "Любой возьмет корешок, перемелет в порошок, да выдаст за снадобье" (из "Subhashita"). Это означает, что кто-то может принести корень любого дерева, смолоть его в порошок и выдать другим в качестве лекарства. И из-за такого лекарства (не прошедшего тестирования) у человека может возникнуть та или иная проблема.
То же самое происходит сейчас и с йогой: люди, попрактиковав её всего неделю, объявляют себя инструкторами или учителями йоги. Нужна адекватная система качества йоги, и должны быть уровни и стадии подготовки и сертификации. А до этого времени не нужно начинать обучать других. Но всегда стоит говорить с людьми о йоге и повышать осведомленность. Вам определенно следует вдохновлять и поддерживать других в этом направлении.