Главная >> Знание >> Ответы >> О знании

О знании


Часть 4



Шри Шри Рави Шанкар отвечает на вопросы



Вопрос: Гуруджи, выбор Гуру означает, что человек не может следовать учению других мастеров? Может ли человек иметь более одного Гуру?
Шри Шри Рави Шанкар: О! Так сложно справиться с одним Гуру, а как же вы сможете... (смеется) Это не просто. Почитайте всех, но следуйте одним путем. Оказывайте всем почтение, и вы увидите, что все мастера говорили и говорят одно и то же. Существует только одна истина, поэтому они говорили и говорят одно и то же, просто способы менялись в зависимости от нужд времени.
У вас не должно быть конфликта, когда вы находитесь на этом пути. По какому бы пути вы не шли прежде, вас благословили, и именно таким образом вы попали сюда. Вы служили тому пути, тем учителям, тем мастерам и это их благословение привело вас сюда. И с этим убеждением двигайтесь дальше. Ладно?
Просто если вы пробуете все, что попадается вам под руку, то вы запутываетесь, попадаете в замешательство! Таким образом, я бы сказал, усматривайте одно во всем, и все в одном - такой принцип.
Почитайте всех и следуйте одним путем.

Вопрос: Я иногда задаюсь вопросом, существует ли что-нибудь за пределами Майи (иллюзии). Все что я вижу или переживаю, звучит как Майя в той или иной форме. Это заставляет меня чувствовать, что в этом мире ничего нет такого, к чему стоит стремиться, и тем не менее, я стремлюсь к Вам! Пожалуйста, помогите мне разобраться в разнице между Майей и отсутствием Майи.
Ответ: Просто следуйте за своим сердцем! Майя означает то, что можно измерить. Слово "измерить" (на англ. measure) возникло из слова Майя. Все, что на этой планете можно измерить, является Майей.
То, что вы видите, может быть измерено. Если вы пойдете к доктору на осмотр, он скажет, что ваше зрение 0.5 или что-то в этом роде. Таким образом, зрение может быть измерено. Точно так же, звук может быть измерен, вкус может быть измерен, прикосновение может быть измерено, поскольку мир создан из этих пяти элементов - которые поддаются измерению.
То, что невозможно измерить - это ваше сострадание. Вы не можете сказать, что у вас есть 10 литров сострадания или 2 градуса сострадания, или 5 градусов любви! Любовь невозможно измерить, истину невозможно измерить, сострадание невозможно измерить и блаженство невозможно измерить. Поэтому они являются частью Брахмана. Они являются частью сознания, природы сознания и находятся за пределами поддающегося измерению, и таким образом, они находятся за пределами Майи.
Для сознания естественно двигаться по направлению к высшему состоянию сознания. Это подобно тому, как маленький ум движется по направлению к большому уму. Так, как маленький ребенок бежит по направлению к маме, точно так же маленькое сознание или маленький ум бежит по направлению к большому сознанию или к большому уму.

Вопрос: Террористические организации убивают людей с полным осознанием. Так можем ли мы все еще говорить, что настоящий момент наполнен радостью?
Ответ: Они делают это с неверным пониманием. Они считают, что если кого-то убьют здесь, то попадут в рай. Они думают, что выполняют работу Бога. Это их убеждение. Как вы можете назвать это радостным моментом? Особенно для тех, кого казнят.
Не нужно неверно толковать знание или растягивать его до невероятных размеров, когда оно полностью теряет смысл. Это странный вопрос. Есть многое, что можно делать или также не делать, чтобы быть в настоящем моменте.
Это все викрити (искажения) ума. Когда вы в них попадаете, тогда ум обманчиво думает: "О, это тоже приносит радость! (убийство невинных людей) Почему бы мне этого не делать?". Именно поэтому мы и говорим о шести богатствах (Shatt Sampatti), которые следует иметь человеку:
1. Шама (Shama - невозмутимость ума),
2. Дама (Dama - сдержанность или ограничение органов чувств),
3. Упарати (Uparati - способность наслаждаться тем, что есть),
4. Титикша (Titiksha - выносливость или стойкое перенесение как плохого, так и хорошего),
5. Шамадхана (Samadhana - быть укорененным в Высшем Я, в Божественном) и
6. Шраддха (Shraddha - глубокая, непоколебимая вера).
До тех пор пока человек не будет плотно укоренен в этой Sheela (системе ценностей, добродетелей), пока он не будет прочно укреплен в четырех столпах знания, он не сможет говорить о Веданте. Не будучи хорошо укорененным в вышеуказанном, вы можете спорить: "О, все есть Бог. Если все есть Брахман, тогда те люди, которые убивают других, они тоже Брахман. Если все исходит из Ананды (Единое Сознание, наполненное блаженством), то они тоже должны исходить из этого же блаженства".
Это злоупотребление высшим знанием. Это наивысшее знание не дается никому до тех пор, пока они не будут крепко укоренены в Вивеке (способность различать), Вайрагье (беспристрастие), Шести богатствах и Мумукшатве (страстное желание освобождения). Все эти четыре принципа должны быть хорошо укоренены внутри нас. Только тогда вы можете говорить о Веданте. Только тогда вы можете сказать: "Все есть одно, все едино".
В этике обучения сказано: "Не давайте это знание о том, что "Все есть Бог, все есть Брахман" людям, которые не дошли до этого уровня различения. В противном случае вор тоже может злоупотребить этим знанием. Вор тоже может подумать: "О, не важно, все равно все есть Брахман. Так какая разница, придут эти деньги из моего кармана или из чьего-то еще кармана? Мой карман или его карман - все одно. Так почему не украсть и не взять это?". (смех)
Если было бы именно так, то все карманники могли бы тоже объяснять и оправдывать свои действия, используя Веданту. Именно поэтому это знание не дается подобным образом. Если, не имея правильного понимания, вы просто думаете: "Все есть Брахман", тогда вы не сможете провести различия между грязью и бананом. Тогда вы, вероятно, можете также есть и грязь. Люди зачастую используют знание как им удобно. Это злоупотребление знанием. Знание приносит комфорт, но использование знания для своего удобства неэтично. Если вы живете знанием, тогда обязательно оно приносит вам абсолютный комфорт, абсолютную радость.

Вопрос: Гурудэв, Jataa (джата - косматые, растрёпанные локоны) Господа Шивы поймали и удержали священную Гангу. Богиня Ганга является символом знания. Тогда что символизируют растрепанные локоны? Что они обозначают?
Ответ: Богиня Ганга представляет знание. Один человек не может получить или удержать так много знания. Только Господь Шива может вместить и удержать так много знания. Это означает, что только бесконечность, наполненная блаженством, (Господь Шива) может вместить и удержать так много знания.
Обычный человек может получить удовлетворение и блаженство всего лишь из небольшого ручья этой вечной реки (знания). Это как в библиотеке, где хранится невероятное количество знания. Но, тем не менее, в действительности сколько вам надо, чтобы стать спокойным и удовлетворенным внутри себя? Вам необходимо совсем чуть-чуть от имеющегося там. Вы будете только обращаться к теме или области знания, которая вас на самом деле интересует. Когда на передний план выходит только маленький ручей знания, тогда он приносит вам радость и комфорт. Но, если бы вместо этого маленького ручейка, был бы открыт напор всей реки, то человеку стало бы некомфортно (будучи не в состоянии понять и удержать так много обширного знания за один заход).
Когда Господь Кришна показал Арджуне свою высшую вселенскую форму, Арджуна так испугался, его затрясло. Он взмолился Господу Кришне: "О, Господь! Пожалуйста, выйди из этой огромной и величественной, но равноценно пугающей божественной формы и вернись назад к своей земной форме. Я не могу смотреть на бесконечность твоей божественной формы". Это то, чему взмолился Арджуна к Господу Кришне. Знание огромно и безгранично. Но, тем не менее, одного ручья знания достаточно, чтобы принести душе удовлетворение и покой.

Вопрос: Как ты управляешь Искусством Жизни в 155 странах с таким размахом и легкостью?
Ответ: Я просто ничем не управляю. В этом секрет. Все происходит по Божественному закону. Знания имеют организующую силу. Если вы в знании, тогда все случается. Когда вы в центре, то окружность всегда будет - вы всегда на равном расстоянии от любой точки окружности.
Точно так же, если мы центированы, вы видите, что у вас огромная организующая сила: сама центрированность дает ее вам - это знание. Знание о самом себе имеет организующую силу, потому что Высшее Я создало всю эту Вселенную во всем ее совершенстве!
Почему вы меня не спрашиваете, отчего так совершенен цветок гибискуса? С его разноцветием и текстурой? Существуют миллионы деревьев гибискуса и миллионы цветов гибискуса. Жасмин цветет - почему аромат такого крошечного цветка как жасмин совершенен? Почему кокос мягкий и в нем такая сладкая вода? В этом мироздании существуют миллионы поводов для изумления. И эта мощь, это сознание - основа всего мироздания - имеет потрясающую организующую силу и бесконечные знания. И когда мы внутри его, оно проявляется и внутри понемногу, вот и все.