Главная >> Знание >> Ответы >> О выборе

О выборе


Часть 5


Шри Шри Рави Шанкар отвечает на вопросы



Вопрос: Я знаю, что человек не может быть женат/замужем и счастлив одновременно. Но может ли он быть женатым и одновременно просветленным?
Ответ: Почему вы думаете, что человек не может быть одновременно женатым и счастливым? Почему вы не можете быть счастливым и женатым? Есть много холостяков, которые несчастны, а также есть много женатых людей, которые счастливы.
Счастье - это отношение, которое вы выбираете. Это все зависит только от вас. Есть люди, не имеющие работы, но счастливые. Есть люди, имеющие работу, но несчастные. Будьте мудры и счастливы. Делайте все, что угодно - будьте женатыми, неженатыми, с работой, безработными... Но независимо от того, что вы делаете, вам нужно быть счастливыми.

Вопрос: Что следует делать, если сталкиваешься с дилеммой, когда нужно сделать выбор?
Ответ: Каждое замешательство - это признак роста, каждый раз стереотип разрушается. В таком случае просто расслабьтесь. При расслаблении работает ваша интуиция. Положитесь на это.

Вопрос: Гурудэв, я в замешательстве. Чего же я на самом деле хочу? Я приехал в Ашрам, чтобы попросить материальные блага, которых я желаю, но в итоге я прошу о блаженстве и забираю его домой. Блаженство - это хорошо, но значит ли это, что я не получу в жизни материальных благ?
Ответ: Часто вы говорите, что вы чего-то хотите, а потом обрубаете свои желания, говоря: "Нет, я этого не хочу!". Ваша санкальпа (искреннее желание, или твердое намерение) обрубается вашими собственными викальпами (сомнениями). Когда вы действительно хотите, чтобы что-то произошло, это обязательно произойдет. Когда вы просите благословения, оно приходит.
В войне Махабхарата Господь Кришна три раза ходил к Дурьодхане, чтобы сказать ему: "Не сражайся, давай не будем затевать этой войны. Приходи на мирные переговоры. Давай сядем и договоримся".
Господь Кришна знал, что эта война должна была произойти, и что из нее должна была родиться Гита, и, тем не менее, он ходил три раза договариваться о мире. Почему? Потому что на определенном уровне вам нужно продолжать делать то, что должно быть сделано.
Предположим, в Махабхарате Дурйодхана согласился бы на предложение Господа Кришны отдать пять деревень братьям Пандава, и войны бы не произошло. Просто представьте себе эту ситуацию. Тогда не было бы Гиты! Даже писание "Махабхарата" никогда не было бы написано.
Когда кто-нибудь спрашивает: "Зачем ты это делаешь, когда прекрасно знаешь, что это действие не принесет никаких результатов?", ответ такой: "Для каждого действия существует более значительная цель, и она не связана с плодами этого действия. Вопрос не в том, что я получу от этого. Действовал ли я или нет в данной ситуации - вот в чем вопрос".
В больнице доктора прикладывают все свои усилия, чтобы вылечить пациента, зачастую прекрасно зная, что этот больной не выживет. Но разве в тот момент, когда доктор узнает, что больной не выживет, он перестает о нем заботиться? Нет! Пока бьется его сердце и дышат легкие, доктор будет заботиться о пациенте, даже зная, что в этом нет толку.
И здесь можно еще привести в пример всеобъемлющий феномен, когда все должно произойти так, как это должно произойти, но мы не можем сказать: "Пусть это происходит; все равно все родились, и все умрут. И больные, и здоровые люди все равно умрут, так зачем кому-то о ком-то заботиться? Давайте не будем суетиться!". Так делать неправильно. Мы должны обратить на это внимание.
Когда произошло цунами, я и Свами Сатьюджота поехали на Шри Ланку. Наши центры из залива послали несколько партий одежды, медикаментов, и наши волонтеры тоже поехали туда на помощь.
Там был один военный пилот-сингалез (народ, населяющий большую часть Шри Ланки), который помогал нам на юго-востоке Шри Ланки. Он сделал мне очень печальное признание. Он рассказал, что ему приказали сбросить бомбы на больницу и школу в тамильской части Шри Ланки, где учились 600 детей. Он сказал: "Мое сердце разрывалось, когда я должен был выполнять эту работу, и я уволился".
Потом, конечно, он освоил Сударшан Крию. После увольнения со своей работы он посвятил всю свою жизнь выполнению севы (служению), чтобы сделать жизнь детей лучше - он помогал в детских домах. Этот один инцидент, где у него не было выбора, кроме как следовать приказам своего начальства, изменил всю его жизнь. Он сам буддист, и он знал, что насилие является очень тяжким грехом. Долгие годы он носил на душе эту тяжесть.
Когда произошло цунами, этот человек делал очень много севы вместе с волонтерами "Искусства Жизни". Кому-то требуется очень много времени, чтобы преодолеть последствия такой психологической травмы, но, получив помощь в виде знания, "Аштавакра Гиты", Крии и медитации, этот человек сказал: "Впервые за эти годы я могу улыбаться, в мою жизнь вернулась радость".
Это знание, эта мудрость безгранично ценны. Они безгранично прекрасны и безгранично сильны. Они могут избавить людей от таких глубоких шрамов, чувства вины, обиды и страданий: они могут принести свет и возвысить дух человека. Они затрагивают нас так глубоко...
Раньше "Аштавакра Гита" не была доступна широкой публике. Даже в Индии у нас было только 2-3 набора кассет в каждом центре, и мы проводили эти курсы только для людей, которые были уже чуть более продвинутыми. Потом я решил, что мы не можем ждать, когда люди дойдут до этого уровня. Даже несколько предложений могут изменить их жизнь, на каком бы уровне они ни были, какими бы они ни были. И после этого всем было разрешено слушать "Аштавакру Гиту", мы открыли ее для всех.
"Аштавакра Гита" - это высшее знание, подобно высшей математике. Вы не можете изучать высшую математику, не зная основ. Такой аргумент приводили люди в древности. Квантовую физику нельзя преподавать в начальной школе. Однако возвышение человека над "деланием" и видение фактов такими, какими они являются - это очень ценное знание из "Аштавакры Гиты".

Вопрос: Гуруджи, говорят, на пути человек должен все отбросить и быть свободным от намерений и целей. Я очень занятой руководитель - как я могу брать на себя ответственность, не имея цели?
Ответ: Смотрите, есть две вещи - правритти (мирская деятельность) и нивритти (обращение вовнутрь, к своему источнику). Не смешивайте их.
Есть два подхода, на которые мы должны обратить внимание.
Первый - когда вы погружаетесь внутрь себя (нивритти). Вы думаете, что все прекрасно, и ничего не хотите. Это называется медитация.
А когда вы должны проявлять себя и работать (правритти), добивайтесь совершенства даже в мелких деталях, проявляйте полнейшее внимание и берите на себя ответственность.
Послание, заключенное в жизни Господа Рамы и Господа Кришны, лишь в этом. Когда вы должны проявлять себя и действовать (правритти), добивайтесь совершенства даже в мелочах. Всякий раз, когда вы видите несовершенство, вы должны сосредоточить внимание на том, как можно его исправить. А когда вам нужно прекратить работу, говорите себе: "Все прекрасно". Такое отношение поможет вам глубоко погрузиться в медитацию. Это путь нивритти.
Вот почему говорят, что тот, кто знает разницу между правритти и нивритти, имеет саттвичный интеллект. Такого человека называют умным. Другой признак умного человека в том, что он способен видеть хорошее даже в плохом человеке; это тот, кто видит хорошее в каждом. Вы приходите в тюрьму и находите что-то хорошее в самом закоренелом преступнике. Находить хорошее в провинившемся - признак ума.
Так что умный человек находит что-то хорошее даже в самых плохих людях, но глупый человек будет выискивать что-то плохое даже в самых хороших людях. Есть люди, которые этим занимаются. Кто-то в Америке написал книгу о том, что Рамакришна Парамаханса (реформатор индуизма, проповедник, один из религиозных авторитетов Индии) был сумасшедшим. Еще он доказал, что в Рамакришне было много плохого, Вивекананда (индийский философ и общественный деятель) имел очень много недостатков, и все индусские святые имели те или иные негативные качества. И он сделал из этого целое учебное пособие.
Это признак глупости - искать что-то плохое в хороших людях. А признак умного человека в том, что он возвышает даже негодяя.


Вы можете подписаться на рассылку:

Поиск по сайту: