Главная >> Знание >> Ответы >> Без тематики

Без тематики


Часть 5



Шри Шри Рави Шанкар отвечает на вопросы



Вопрос: Что такое просветление? Когда говорят, что человек просветленный?
Ответ: Когда вы произносите слово, то вы уже слышали для него определение. Я бы сказал, что просветление - это соединение с всеобщим духом, осознание того, что вы его часть, что вы им и являетесь. Проживание безусловной любви без усилий, вам не нужно прилагать для этого никаких усилий. Быть подобно открытой книге, быть естественным - а все эти качества присутствуют в каждой личности. Необходима только некоторая подпитка, и тогда они начинают расцветать. Итак, когда вы идете, идите как будто вы просветленный, как будто вы открытый, как будто вы ребенок и вы свободны - эмоционально, ментально и интеллектуально. Наслаждайтесь свободой. Когда у вас нет собственных страстных желаний и антипатий, тогда вы можете выдать самому себе сертификат, подтверждающий, что вы просветленный. Но вы должны быть выше всех своих страстных желаний и антипатий.
Чистое сердце, чистый ум и чистота в действии - это все является частью просветленности. Если вы посмотрите на 2-3-летнего ребенка или на младенца шести месяцев, то в их глазах будет безусловная любовь. Каждый младенец имеет все эти качества, но за вычетом мудрости. Когда вы становитесь старше, сохраняйте в себе все эти качества, такие, как невинность, и обладайте наравне с этим глубиной мудрости. Это и является просветленностью.

Вопрос: Как объяснить роль Божественного в эволюции видов?
Ответ: Что вы называете Божественным? Вы называете Божественным все, что гармонично. Все, что естественно, вы называете Божественным. То, что не естественно, как стресс, напряжение, негативные эмоции - не является Божественным. Разве не так?
Почитание - это природа развитого сознания. Чем более вы счастливы, тем больше почтения у вас ко всему. Чем более вы благодарны, тем больше у вас почтения ко всем. Когда вы осознаете, что все есть Бог, в вас появляется больше почтения ко всему. Вы знаете, что священность делает для вас? Предположим, вы считаете, что это просто пирог, вы просто едите его, бросаете его. Но если он священный, вы берете его обеими руками. В этом 100% внимания. Ваше сознание (спящее сознание) просыпается. Когда присутствует священность, вы получаете 100% внимания, ваше сердце здесь, ваш ум здесь.
В Индии детям говорят, мать - это Божественное, отец - это Божественное. Потому что ребенок не может видеть Божественное в пространстве. Поэтому "Матру Дево Бхава" (мама это вся любовь), второе выражение Божественного это отец. Третье - это учитель. Все, что он хочет, это чтобы вы цвели, были сильными, успешными и счастливыми в любви. Четвертое - это Гость, Гость это Бог. Почитайте пришедшего Гостя. И почитайте все в мире, почитайте деревья, почитайте реку, горы, животных.
Чувство почитания возвышает вас. Когда что-либо принадлежит кому-либо, вы бережно обращаетесь с этим. Если вы знаете, что планета принадлежит Богу, вы будете бережно обходиться с ней. В противном случае, мы разрушаем планету. Мы используем планету. Разве не так? Ванашри, богатство леса, должно почитаться как дар человечеству. Нас просят позаботиться о нем, нашем мире. Вся наша жизнь - это богатство. Так что чувство почитания связано таким образом, что вы испытываете чувство ответственности перед обществом, планетой.

Вопрос: Что такое настоящая сева? Каким образом каждое мое действие может стать севой?
Ответ: Сева означает "делать как он". "Он" означает Творец. Он все делает для вас и ничего не ожидает от вас взамен. Поэтому делать то, что можете, и не ожидать ничего взамен называется севой.
Вознаграждение конечно есть. Существует определенная отдача от севы, но когда вы ожидаете какой-то результат, то это уже не сева. Не ожидать ничего, не желать ничего, просто действовать ради самого дела - это называется сева.

Вопрос: Могли бы вы рассказать о беспричинной радости?
Ответ: Беспричинная радость. Понимаете, причина и следствие, это еще одна иллюзия, на каком-то уровне. Знаете, у некоторых из вас есть такая проблема: "Хорошо, я прочитал все эти книги, у меня есть все это знание, но в практической жизни оно не применимо. Тогда зачем это?" У кого из вас возникают подобные вопросы, поднимите руку. Дорогие мои, вам должно быть известно, что есть два вида науки.
Первый - чистая наука, а второй - прикладная наука. Вы изучили термодинамику, аэродинамику, но ничто из того, что вы изучили в физике, термодинамике, аэродинамике, не применимо в обычной жизни. Да? Но эти знания помогают вам в какой-то момент времени. Вы можете просто обучиться на механика - как ремонтировать автомобиль. Получить диплом. Даже не диплом, а пойти и три месяца поучиться у механика ремонтировать машину. Но этого будет недостаточно, чтобы стать инженером. Инженер должен знать всю механику, динамику, функционирование автомобиля. Правда?
Итак, та теория, которую вы читаете и изучаете, может и не приносить вам пользу в повседневной жизни, но никогда не отказывайтесь от нее - когда-нибудь в жизни она пригодится, поможет вам. Она должна просто храниться. Вы понимаете, о чем я говорю? В какой-то момент жизни, когда-нибудь она вам пригодится. Если думать лишь о практическом применении знания, то никто не изучал бы физику, химию - чистые науки. Но без чистой науки нет глубины, нет глубокого понимания механики, нет новых изобретений. Разве можно изобрести нечто новое, если нет глубокого знания предмета? Разве не так?
Точно так же изучать и это знание, слушать его... Хотя у вас может сложиться ощущение, что сейчас его применить в жизни невозможно, но когда-нибудь, в крайней необходимости, оно вспомнится. И это знание действительно помогает в жизни...
Итак, есть два вида помощи - одна прямая, а другая косвенная. Есть один вид радости - прямая, явная радость, и другой вид - косвенная радость, причина которой не очевидна. Например, ежедневная чистка зубов не приносит вам какой-то особенной радости напрямую, но предохраняет вас от зубной боли. Помогает вам предотвратить зубную боль. Таким образом, она способствует вашему счастью и радости косвенным образом. Точно так же и с дисциплиной. Иногда практики, которые вы выполняете - йога, медитации - могут и не приносить удовольствия, радости или счастья сразу, но косвенным образом они на самом деле способствуют вашему росту. Вы понимаете, о чем я говорю?

Вопрос: Гуруджи, ты всегда говоришь, что все, что бы с нами не происходило, хорошо, что все к лучшему. Скажи, как использовать это знание, когда непосредственно сейчас проходишь через сложную жизненную ситуацию и душевную боль?
Ответ: Только время скажет. Разве вы уже не замечали этого в своей жизни? Разве о вас не заботились? Разве ситуации не улаживались наилучшим образом?

Вопрос: Гурудэв, Вы часто говорили, что знание надо использовать, как мы используем мыло. Но если его необходимо смывать, то как оно может быть символом нашей истинной природы? Означает ли это, что знание не является нашей истинной природой?
Ответ: Существует два вида знания. Первое - это знание о нашем Высшем Я, которое является нашей истинной природой. А второй вид знания - это то, которое используется как мыло.
Знаете ли вы, почему говорится "использовать знание как мыло"? Вы делаете так, чтобы не стать высокомерным оттого, что обладаете знанием. Вы не должны думать: "Я знаю так много, я все знаю!". Вы не должны становиться слишком себялюбивым из-за знания. Для того чтобы избавиться от такого эго, и говориться, что знание следует использовать как мыло. Вот на самом деле какой смысл.