Главная -> Знание -> Лекции -> Человек-общество-отношения

ДУХ ПОЗНАНИЯ
(Шри Шри Рави Шанкар)


Есть шесть типов людей, задающих вопросы.

Первый тип людей, которые задают вопросы, это те, кто печален или несчастен. Несчастные люди задают вопросы, но они не слушают ответов. Это просто факт, разве у вас не было подобного опыта? Кто из вас имел подобный опыт в своей жизни? (Многие подняли руки)

Пожилые люди, особенно когда они становятся уже старыми и находятся дома, страдают, и задают вопросы "Ох, у меня вот такая проблема, почему же Бог так несправедлив ко мне? Почему у меня возникла эта проблема?". И они продолжают задавать эти вопросы, на которые даже не ожидают от вас ответа. Вспоминаете такое?! Они просто задают вопросы: "Почему я страдаю? Я делал всегда только хорошее, за что мне эти страдания?

Итак, печальные или несчастные люди задают вопросы, но они не ожидают ответа. И если вы будете отвечать, то будете глупцом. Вам следует сохранять молчание. Просто улыбайтесь им. Просто будьте с ними добрыми.

Когда в семье кто-то умирает, то члены семьи задаются вопросами: "Почему это произошло?" И вам нечего сказать. Разве вы можете что-то сказать? Нет, здесь нечего сказать. Поэтому простого вашего присутствия вполне достаточно. Не пытайтесь ответить на их вопросы, понятно?!

А также, не выступайте в роли адвоката Бога и не настраивайте их против Бога. Обычно люди говорят: "Бог был несправедлив к тебе, природа была несправедлива к тебе, этого не должно было случится", и прочее. Это все равно им никак не поможет.

Итак, когда опечаленные и несчастные люди задают вопросы, вам следует просто сохранять молчание.

Второй тип людей, задающих вопросы - это те, кто разозлен, кто чувствует, что по отношению к ним поступили несправедливо. Они испытывают очень сильный гнев и задают вопросы. И они не готовы слышать никакие ответы, потому что, когда человек зол, то его ум уже закрыт. Интеллект не действует. Преобладают эмоции. В подобной ситуации лучше позволить им успокоиться и не отвечать ни на какие вопросы. Бесполезно отвечать на вопросы разозленного человека.

Третий тип людей, задающих вопросы - это те, кто задают вопросы только для того, чтобы сделать свое присутствие заметным, они совсем не заинтересованы в ответе. "Я здесь, вы об этом знаете?" - это все, о чем они хотят знать, они вообще не заинтересованы ни в каком ответе. Если вы будете отвечать на их вопрос, то они будут смотреть куда-то в сторону или заниматься чем-то другим. Они задают вопрос только для того, чтобы их присутствие было замечено. Таков третий тип людей.

Если вы школьный учитель, то у вас есть такой опыт. Преподаватели в колледжах писали об этом, что в колледже иногда люди поднимаются и выступают перед классом только для того, чтобы показать, что они есть в классе и какие они умные. Кто из вас имел подобный опыт? Разве подобное не происходит все время в IIT (The Indian Institutes of Technology - группа независимых учебных заведений высшего образования с техническим уклоном)? Кто-то просто встает и задает вопросы.

Четвертый тип людей - это те, которые думают, что уже знают ответ, но они просто пришли проверить другого, знает ли он ответ или нет. Как будто говорят: "Я знаю все ответы, но я хочу проверить этого парня, знает он ответ или нет".

С такими людьми говорить бесполезно.

Пятый тип людей, задающий вопросы - это те, кто пережил глубокий опыт и они хотят его понять.

"Я медитировал и почувствовал, что возникают вот такие ощущения. Что это такое? Я хочу больше об этом знать".

"Когда я медитировал, я видел свет и я ощутил такой чудесный аромат. Я хочу узнать об этом. Я хочу убедиться, что я правильно выполняю технику. Что означает этот опыт?".

Такие вопросы задают после получения опыта, потому что опыт и понимание должны идти рука об руку. Когда некоторые люди впервые получают подобный опыт, они хотят понять его и поэтому задают вопросы.

Шестой тип людей, задающих вопросы, называют Jigyasu (джигьясу). В их уме присутствует страстное желание познать истину, познать реальность, и они имеют веру в того, кому они задают этот вопрос, что этот человек знает ответ, поэтому они идут к нему и спрашивают.

Вы не задаете вопросы относительно медицины горничной. Кто-то подметает пол и моет посуду у вас дома, вы же не пойдете к ней задавать вопросы про медицину, потому что вы знаете, что она, возможно, не знает ответы. Когда вы болеете, вы идете к доктору и спрашиваете у него, потому что вы знаете, что он знает.

Итак, когда вы уверены, что этот человек знает ответ, и вы хотите задать свой вопрос, тогда вы готовы и принять ответ. Такая ситуация, когда - вы не знаете, вы хотите узнать, и вы уверены, что этот человек, которому вы хотите задать этот вопрос, знает на него ответ. Когда все эти три фактора соединяются, тогда это Джигьяса - настоящий дух познания.

Вы не задаете вопрос дворнику, как проехать в аэропорт. Вы не идете к садовнику и не спрашиваете его, как водить машину или как выписывать лекарства. Вы знаете, что они не будут этого знать, потому что у вас есть представление о том, что они знают. Когда вы идете к садовнику и задаете ему вопрос из его области компетенции, тогда вы знаете, что он знает ответ. Истинный искатель обладает знанием того, что этот человек знает ответ, а я нет, и тогда он задает вопрос.

Это шестой тип людей, задающих вопросы.

Все наши Шастры, все наши духовные писания в Индии начинались с вопроса. Какого типа вопроса? Не с первого типа, не со второго, не с третьего, не с четвертого, не с пятого, но с шестого типа вопроса - "Я не знаю, я хочу знать, и этот человек знает, поэтому я и задаю ему этот вопрос".

Все знание в писаниях началось с истинного духа познания, через заданный вопрос.

Как-то один человек стоял на вокзале и задавал вопросы контролеру о каждом проходящем через станцию поезде. Контролер ответил ему три или четыре раза, и, наконец, устал отвечать и спросил: "Ну хватит, уважаемый, просто скажите мне, куда вы хотите поехать". А человек ответил: "Никуда, я просто хочу перейти на другую сторону". Так если вы просто должны перейти на другую сторону, то бесполезно задавать неуместные вопросы. Это то, чем занимается большинство людей - они задают неуместные вопросы только для того, чтобы скоротать время.

Итак, просто поразмышляйте над всем тем, о чем я сказал. Возвращайтесь к этому снова и снова!

Однажды в Канаде во время сатсанга я сказал: '2+1=0'. Дебаты по этому поводу разгорелись на два часа. Там присутствовали важные профессора из таких мест, как IIT (Индийский Технологический Институт). Всем было так весело: "Как Гурудэв мог сказать такое: , 2+1=0"?

Смотрите, это также зависит от того, кто это говорит. Если ребенок скажет: '2+1=0', тогда мы можем сказать, что это не так. Но если важный профессор говорит: '2+1=0', тогда мы не можем сказать: "Нет, это неправильно". Вы должны поразмыслить над этим. Вам нужно это обдумать. За этим может крыться какой-то секрет, и именно поэтому он так сказал. Он же не просто какой-то глупец, который говорит такое.

Когда вы это рассмотрите поверхностно, вы можете почувствовать, что это невозможно, но в любом невозможном есть некоторая степень вероятности. И когда вы сидите и размышляете, тогда и возникает это множество новых возможностей.

Так в тот день открылось так много знания, из-за простого размышления над тем, как это 2+1=0. Есть даже целая запись с этой беседой. Это было очень занимательно, все смеялись до упаду все два с половиной часа.

Зависит от того, кто преподает это знание, кто его произносит. Если очень умный человек говорит: '2+1=0', то вы не можете это проигнорировать. Вы должны погрузиться в это и поразмышлять. Это то, что называется Коан (головоломка, зачастую, парадоксальное утверждение или история, используемые в Дзен буддизме, как помощь при медитации и способ достижения духовного пробуждения). На хинди это называется Paheli (загадка).

Поймите, жизнь подобна головоломке и очень часто знание тоже приходит к нам в форме ребуса. Используя остроту интеллекта, нам необходимо поразмыслить над этим, переварить знание, чтобы понять секреты, сокрытые внутри, значение, спрятанное внутри.

В Индии было много таких великих учителей с выдающимся интеллектом, и эти учителя передавали все интеллектуально одаренным ученикам в форме загадок. Поэтому им, чтобы получить знание, было необходимо сначала подумать и решить загадку. Только тогда они получили бы знание.

Вы должно быть слышали о Викрамадитья и Бетал (сборник историй про короля Викрама и духа, который задавал ему загадки); в нашей стране так много головоломок подобных этой, которые очень полезны для детей. Они обостряют их интеллект, и их способность размышлять тоже становится очень острой.

Даже Господь Кришна, после того, как дал Арджуне все знание, сказал: "Я сказал тебе все, что мне нужно было тебе сказать. Погрузись в это, поразмышляй над этим, и если ты думаешь, что я прав, тогда прими это". Итак, после прослушивания, вам нужно поразмышлять. Простого прослушивания не достаточно, переваривание также важно. Думайте над этим снова и снова. Поймите смысл, стоящий за первоначальным смыслом. И без размышления над этим, вам не следует ни принимать это, ни отвергать. Если вы это отвергаете, то это неправильно, а если вы это просто принимаете и сидите, то это тоже неправильно. Вы должны выслушать, поразмышлять, и потом принять. Тогда знание укорениться внутри вас.

Если же вы примите его сразу же после того, как услышали, тогда нет шанса, что вы над этим будете размышлять. А если вы сразу же отвергаете его, говоря: "Нет, это неправильно", тогда здесь тоже нет размышления.

Итак, сначала выслушайте, примите, и потом поразмышляйте над этим. И после размышления, примите это.


Вы можете подписаться на рассылку:

Поиск по сайту: